познавательное16+

Иду на таран

О передаче

Акт бездумного самопожертвования, жест отчаяния, анахронизм Второй мировой - это первые мысли, которые возникают при слове "авиатаран". На самом деле русские летчики единственные в мире до сих пор не только рассматривают, но и используют таран как вид воздушного боя, хотя этот шокирующий факт принято скрывать. Почему? После войны пилотам было запрещено говорить о том, что авиатаран по-прежнему применяется. 1 мая 1960 года один из героев фильма - летчик Игорь Ментюков - по приказу командования должен был таранить самолет-шпион Фрэнсиса Пауэрса. Однако настоящий расцвет "таранной войны" советских ВВС пришелся на 80-е годы ХХ столетия, когда отечественная авиация располагала (как это ни парадоксально) самыми совершенными в мире боевыми самолетами. Об этом рассказывают летчики-истребители Валентин Куляпин (таран самолета-нарушителя границы в 1981 году в Азербайджане, который советская пропаганда упорно выдавала за "случайное столкновение") и Владимир Чернявский (угрозой тарана в 1987 году сорвал разведрейды английских ВВС). Также в фильме приведена история авиатарана Василия Цымбала в 1987 году, когда разгорелся настоящий международный скандал между СССР и Норвегией. Данный перечень не полон и, по утверждению самих пилотов, не закончен. Этот фильм - своего рода расследование. В нем впервые будет освещена самая закрытая страница истории современных ВВС (ставшие достоянием гласности случаи таранов официально всегда выдавались за случайные столкновения). Впервые в мире авиатаран как боевой прием был использован в 1914 году именно русским летчиком Петром Нестеровым против австрийского самолета-разведчика. При этом Нестеров, вопреки пропаганде, жертвовать собой отнюдь не собирался. В годы Великой Отечественной советские пилоты совершили более 600 таранов (сравнимых цифр нет ни у одной армии тех лет), что позволяет сравнивать их с японскими смертниками-камикадзе. На самом деле никакого "героического самоубийства" не было: 2/3 летчиков не только выживали - они порой даже продолжали вести бой на том же самолете. Более того - некоторые советские летчики совершали таран дважды и даже трижды. Таким образом, на месте "бездумного самопожертвования" появляется тактика. Об этом расскажет генерал-майор ВВС Виталий Поляков, лично таранивший в 1943-м на горящем истребителе немецкий бомбардировщик - этот человек, наверное, последний оставшийся в живых участник тех вроде бы известных событий. Как выясняется, об авиатаранах Великой Отечественной мы тоже почти ничего не знаем. Ведь противостоящие советским ВВС летчики Люфтваффе были достойными противниками. Они тоже хорошо знали, что такое авиатаран.

Режиссёр

Александр Мержанов

Продюсер

Александр Островский

Страна и год

Россия, 2013

Другие познавательные передачи